Суббота, 18.05.2024, 19:15 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » По материалам журнала Живи Как Хозяин

ХОРОШЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - ЭТО ЗАКОН
— Закон такого рода в странах СНГ аналогов не имеет. Беларусь — первая страна, принявшая документ, определяющий правовые, организационные и экономические основы защиты прав потребителей именно в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, — рассказывает Дания РУЗЫЕВА, главный инженер отдела по эксплуатации жилищного фонда, организации и проведению жилищной реформы Министерства ЖКХ. Функциями независимого органа, которому поручено следить за исполнением норм закона и разбираться в возможных конфликтах между потребителями ЖКУ и предприятиями отрасли, наделено Министерство торговли, специалисты которого лучше других ориентируются в общем законодательстве о защите прав потребителей. Принятый закон не только обозначил порядок отношений между потребителем ЖКУ и исполнителем, но и определил некоторые теоретические моменты. В документе впервые даны четкие определения понятий жилищно-коммунальных услуг, их исполнителя, качества и полноты предоставления ЖКУ. Закон также подразделяет виды ЖКУ на основные и дополнительные. Перечень основных услуг, которые «оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов», определяется Советом Министров. Обязательные услуги зависят от благоустроенности дома, в котором проживает потребитель. Для их оказания необходимо заключать договор. Отказаться от обязательных ЖКУ ни один потребитель не может. Нельзя, например, перекрыть отопление в отдельно взятой квартире не только по техническим причинам, но и потому, что это приведет к негативному воздействию на соседние жилые помещения. — Если любая из сторон (исполнитель или потребитель) все же отказывается от подписания договора на оказание основных услуг, то одна сторона может в судебном порядке принудить другую к подписанию данного соглашения, — говорит Дания Хамидовна. Виды дополнительных услуг не определены, так как они зависят от желания самого потребителя. Кроме того, он имеет право вовсе отказаться от оказания ему дополнительных ЖКУ. Например, совсем не обязательно соглашаться с наличием в доме консьержа или пользоваться услугами видеодомофона. 

— Закон этот, несомненно, нужен, причем не только потребителям, но и государству, — утверждает Александр МЕЛЬНИКОВ, председатель Минского городского общественного объединения «Правозащита потребителей», — ведь сфера деятельности ЖКХ весьма обширна и в ней задействован каждый гражданин. Однако, на мой взгляд, отчитываться за качество выполнения ЖКУ эксплутационные службы должны не только перед руководством, но и перед жильцами обслуживаемых ими домов. На этот счет в Законе есть еще одно новшество, которое позволяет потребителю «за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества жилищно-коммунальной услуги». При выявлении недостатков выполненной ЖКУ исполнитель обязан устранить их и возместить жильцу расходы на организацию экспертизы. Кроме того, в Законе обозначена обязанность информировать жильцов об исполнителе и оказываемых им услугах. В частности, указывать дату государственной регистрации и наименование осуществившего ее органа, отчитываться о расходовании денежных средств, полученных от жильцов, предоставлять сведения о границах обслуживаемой территории, а также перечень и периодичность оказываемых ЖКУ. Александр МЕЛЬНИКОВ уверен, что разработанная Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года содержит хорошие идеи реформирования, в частности создание условий для стимулирования конкуренции в сфере оказания ЖКУ и организация товариществ собственников (ТС). До принятия закона организация «Правозащита потребителей» выступила с предложением принять некоторые поправки в проект документа, которые, по словам Александра Николаевича, «были рождены именно по инициативе жильцов». — Чтобы избежать недоразумений между потребителями и исполнителями, в договоре на обслуживание, заключаемом с жильцом, нужно прописать пункт, регламентирующий порядок приемки жильцами оказываемых услуг, — говорит правозащитник. — Суть идеи в том, чтобы выбрать на общем собрании потребителей представителя дома, который, выступая от имени всех жильцов, вместе с работниками ЖЭС должен, например, обязательно присутствовать при снятии показаний домового прибора учета воды или расхода тепловой энергии. Также необходимо участие этого доверенного лица в выборе подрядчика ремонтных работ по дому и при их приемке, в контроле начисления платежей. Право потребителя на выбор исполнителя оказываемых на конкурентной основе ЖКУ (их перечень определяется Советом Министров), пожалуй, самая обсуждаемая норма принятого Закона. Теперь абсолютно все жильцы, даже те, в домах которых не организовано товарищество собственников, могут выбрать, кому доверить техническое обслуживание. Решение о выборе исполнителя принимается коллективно, с согласия всех жильцов, так что не стоит рассчитывать, будто каждая квартира получит собственного поставщика жилищно-коммунальных услуг. В документе прописана также норма о содействии государства в развитии конкуренции в сфере оказания ЖКУ.

— Государство будет регулировать правовое поле, оно заинтересовано в приходе на рынок ЖКУ организаций, способных удовлетворить потребности людей, — говорит Дания РУЗЫЕВА. — Однако этот рынок в нынешних условиях позволяет работать только в убыток — в связи с тем, что население покрывает лишь часть расходов на содержание жилфонда и оказание коммунальных услуг. В Минске за обслуживание квадратного метра потребитель платит 296 рублей, хотя реально оно обходится почти в 700. Естественно, конкуренция не затронет сфер, где существуют естественные государственные монополии на оказание услуг. Еще одно право потребителя, указанное в законе, — возможность выдвинуть претензии по поводу неоказания услуги или оказания ее с недостатками. Исполнитель обязан отреагировать на заявление и разобраться, имел ли место факт неисполнения или некачественного выполнения услуги, и составить претензионный акт. Этот документ потребитель может подписать с оговорками, указав, что (с точки зрения жильца) не попало в претензионный акт, составленный исполнителем. Если претензия потребителя оправданна, он вправе «не оплачивать жилищно-коммунальную услугу за период с момента, указанного в претензионном акте», до «момента начала (возобновления) оказания жилищно-ком мунальной услуги».

— Потребитель может не оплачивать услугу только при наличии документа, подтверждающего ее недостаток. Это может быть претензионный акт, заключение независимой экспертизы или судебное постановление, — подчеркнула Дания Хамидовна. — Иначе это будет расцениваться как задолженность, и на нее будет начисляться пеня. Недостатки оказания ЖКУ должны быть устранены в максимально короткий срок, обусловленный технологическими возможностями для выполнения этой деятельности. Если же потребитель сделал заявку на некачественные ЖКУ, но не предоставил в оговоренный срок доступ для осмотра помещения, в котором производилась услуга, то поставщик ЖКУ не будет нести ответственности. В документе прописана еще одна новая норма, касающаяся безопасности оказываемых ЖКУ. Статья Закона гласит, что «Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды с учетом как повседневных, так и долгосрочных его интересов». Видимо, и исполнителям, и потребителям ЖКУ придется еще долго привыкать к нововведениям и учиться их грамотному исполнению. В завершение, думаем, будет нелишним напомнить, что, кроме прав, у каждого из проживающих есть и обязанности, которые устанавливаются договорами на предоставление ЖКУ, обязательными для исполнения как потребителями, так и исполнителями, независимо от степени благоустроенности домов, в которых проживает потребитель.

Ирина СИДОРОК 



Категория: По материалам журнала Живи Как Хозяин | Добавил: Svetogor (18.05.2009)
Просмотров: 958 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог TUT.BY Рейтинг сайтов Rating All.BY Rambler's Top100