Суббота, 18.05.2024, 16:50 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » По материалам журнала Живи Как Хозяин

ЖЭС лишились самостоятельности
Новая система работает с 2007 г. Она призвана совершенствовать структуру жилищной службы района в соответствии с требованиями государственной программы развития ЖКХ, предполагающими разделение функций заказчика и подрядчика, а также организацию управления жилищным фондом.

— В 2006 г. старая структура управления (16 отдельных ЖЭС, подконтрольных ЖРЭО) была лишь в нашем районе. Руководить ими было крайне неудобно, ведь только на решение кадровых вопросов и оформление документов по более чем 2 000 учетных дел работников требовалась масса времени, — рассказывает Игорь КУДРЕВИЧ, директор УП «ЖРЭО Московского района г. Минска». — Чтобы улучшить структуру, мы перевели бухгалтерию и паспортистов из ЖЭС в РСЦ, куда ушел на обслуживание поток населения. В соответствии с расположением расчетных центров было организовано шесть ЖЭУ, а старших мастеров ЖЭС перевели в службу заказчика ЖРЭО, отделы которой появились при каждом ЖЭУ. По словам директора ЖРЭО, эта служба сняла многие вопросы обращений граждан, занявшись решением наиболее глобальных проблем: ремонтом кровли, цоколей, стыков, фасадов, тротуаров и обустройством дворов. Служба заказчика также ведет тепловизорный контроль, решает вопросы обоснованности постановки квартир жильцов на утепление. Благодаря такой системе количество обращений за вторую половину 2007 г. сократилось на 11 %, а за прошедший год — еще на 13 %. 

— В какой-то мере мы пожертвовали ЖЭС, поскольку основная единица в работе района сейчас — ЖЭУ, — считает Игорь Алексеевич. — Объединив три ЖЭС в один ЖЭУ, мы много сэкономили. Вместо трех бухгалтерий, кадровых отделов, юристов, экономистов и делопроизводителей сейчас у нас по одной штатной единице этих специалистов. Таким образом, ресурсы используются более рационально. Возьмем, например, сварщиков. Хорошо, если в каждом ЖЭС есть хотя бы один такой специалист. В рамках ЖЭУ мы можем направить на устранение экстренной неисправности нескольких сварщиков сразу. За счет объединения усилий узких специалистов (маляров, штукатуров, плотников, кровельщиков и т. д.) выполнение плана бытовых услуг выросло на 40 %. С другой стороны, многие считают, что создание таких участков — это удлинение административной цепочки при обращениях в ЖЭС, говорит директор. Начальники ЖЭС, лишенных юридического статуса, и директора новоиспеченных ЖЭУ тоже имеют собственное видение теперешней системы организации работы жилищной службы района. 

Сергей КАНДРУЦКИЙ, начальник ЖЭС № 73 ЖРЭО Московского района Минска, например, сетует, что сократилась единица секретаря-делопроизводителя в эксплутационной службе. Ведь хотя обращений граждан в масштабах района и стало меньше, никто не отменял прием посетителей и работу с их обращениями. Сергей Михайлович заносит вопросы жильцов в журнал приема граждан, после чего направляет обращения для регистрации в ЖЭУ, который и дает письменные ответы жильцам. — Заявки в эксплутационную службу по телефону принимает диспетчер, и линия постоянно занята. Инженер тоже нередко решает вопросы на местах, да и я часто нахожусь на территории, — рассказывает он. — Получается, что ни до кого в ЖЭС не достучаться — и жилец обращается на «горячую линию». В ЖЭС необходим человек, который вел бы делопроизводство, отвечал на звонки и отправлял бумаги. Ведь сейчас у нас бум информации. Ежедневно нужно предоставлять сведения в вышестоящие инстанции. Заниматься всем этим следовало бы именно секретарю, тем более что делопроизводство требует соблюдения определенных правил и норм. В отношении согласованности действий между ЖЭС и ЖЭУ Сергей Михайлович отмечает два момента. С одной стороны, массу вопросов теперь приходится согласовывать с директором ЖЭУ, хотя раньше руководители эксплутационных служб не обсуждали незначительные проблемы с ЖРЭО, а принимали решения самостоятельно. С другой — с появлением промежуточного звена — ЖЭУ — контакт между руководителями жилищных служб и участков стал более тесным. — Теперь при возникновении любых вопросов можно посовещаться и принять решение на совместном с директором ЖЭУ выезде на проблемный участок. Таким образом, не упускаются из виду те вопросы, оперативное решение которых могло затеряться среди более важных и глобальных.

Владимир РОМАНЮК, директор коммунального дочернего унитарного предприятия «Жилищно-эксплутационный участок № 5 ЖРЭО Московского района г. Минска» работает в системе ЖКХ 20 лет. До эксперимента он более 10 лет руководил ЖЭС. Владимир Григорьевич считает, что хозяйствовать на меньшей территории в определенном смысле было, конечно, легче, потому как теперь ему приходится владеть ситуацией и решать вопросы и проблемы сразу трех ЖЭС. — Сначала было тяжеловато, а сейчас я уже привык, что вместо 3 000 квартир обслуживаем 14 000, — улыбается Владимир Григорьевич. — Ведь вопросы, с которыми при обслуживании жилфонда сталкиваются коммунальники, бывают не только проблемные, но часто и курьезные. Заниматься их решением интересно и порой весьма поучительно. За столько лет в этот процесс втягиваешься, и хочется работать с огоньком, независимо от занимаемого поста. Результат совершенствования структуры директор видит прежде всего в экономической выгоде и считает, что с этой точки зрения работать легче: 

— ЖЭС в городе изначально самостоятельны. Они получают доход за счет технического обслуживания домов и оказания платных бытовых услуг населению. Размер оплаты зависит и от количества квартир, и от укомплектованности оборудованием и персоналом. При этом кто- то остается с прибылью, а кто-то едва сводит концы с концами. Наш участок, управляя тремя ЖЭС, может распределять средства между эксплутационными службами, закупая необходимое оборудование по заявкам конкретного ЖЭС. В случае какого-либо происшествия опять-таки можно сработать оперативнее. Хотя в каждом ЖЭС есть свой аварийный запас оборудования, но экстренно закупить недостающие материалы, инструмент или спецодежду проще все-таки ЖЭУ. — Каждый из шести созданных в нашем районе ЖЭУ — это своеобразное мини-ЖРЭО, решающее вопросы на более камерной территории, — считает Владимир РОМАНЮК. — В то же время наш участок выполняет одинаковые с ЖЭС задачи, только мы имеем свой баланс и расчетный счет. Проблемы в отсутствии делопроизводителя в ЖЭС директор ЖЭУ № 5 не видит и считает, что диспетчера, ведущего учет обращений, вполне достаточно: 

— При наличии оператора в ЖЭС им было, конечно, легче работать. Да и нам поначалу было непривычно: как теперь регистрировать заявления? Но сейчас такой проблемы нет. Если жилец подал заявление в ЖЭС, то оно все равно передается в ЖЭУ. Я всегда напоминаю своим подчиненным, что даже если человек обратился по какому-либо вопросу устно, попросив письменные разъяснения, то необходимо выслать ему их. Нельзя давать людям оснований думать, что их обращение проигнорировали. Я сам иногда звоню жильцам и уточняю, решен ли вопрос по их заявке. По мнению Владимира Григорьевича, все вопросы начальник ЖЭС должен решать на месте сам, как хозяин. На случай возникновения специфических нюансов, когда требуется юридический совет, в эксплутационном участке работает юрисконсульт. Важным положительным моментом в изменении структуры управления Московского ЖРЭО стало выделение в деятельности ЖЭУ специфики направления производимых работ. Например, ЖЭУ № 4 сделал упор на технологический аспект, начав обслуживать приборы учета тепла. Специалисты участка разработали также программу по обучению мастеров обслуживанию запорно-переговорных устройств и с начала года планируют начать этот процесс. ЖЭУ № 2 основным направлением деятельности избрал ремонт кровли, объединив специалистов из подведомственных ему трех ЖЭС в профессиональную бригаду. За 2008 г. работы на кровле принесли ЖЭУ 159 млн рублей выручки. ЖЭУ № 1, закупив необходимое оборудование, занялся ямочным ремонтом асфальтобетонных покрытий, обслуживая своими силами обширный район Малиновка. Благодаря такой специализации выполнение текущего ремонта хозяйственным способом силами участков за прошедший год достигло 67 %. В то же время на 6 % снизились затраты по эксплуатации жилфонда. — У людей есть интерес зарабатывать, и я только приветствую это, — говорит директор ЖРЭО. — Они потихоньку забирают работу у подрядчиков и делают все своими силами. К сожалению, на двух участках жилищный фонд старый и очень рассредоточенный территориально. Оттого эти ЖЭУ стараются сохранить то, что есть, им сложнее освоить какую-либо специализацию. Как видно, совершенствование структуры управления приносит не только экономическую выгоду, но и помогает специалистам коммунальных служб совершенствовать навыки и осваивать новые технологии. 

Ирина СИДОРОК

Категория: По материалам журнала Живи Как Хозяин | Добавил: Svetogor (18.05.2009)
Просмотров: 1512 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог TUT.BY Рейтинг сайтов Rating All.BY Rambler's Top100